воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Шоколадный фондан или Лава-кейк

Вот такое скучное название придумали десерту, для которого определение «пища богов» и то было бы оскорбительным. Изумительное, непередаваемо вкусное и невозможно шоколадное... Мне кажется, мой мозг взорвется от неспособности подобрать нужные слова, чтобы передать вкус и аромат этого потрясающего рецепта. Да и не нужно это. Те, кто хоть раз пробовал это чудо, поймут меня. А тем, кто не пробовал, я скажу: «Вы должны это попробовать!».



Но прежде чем бежать на кухню, давайте разберемся, что за зверь такой, этот «фондан». У этого чудного шоколадного десерта существует несколько названий, из которых наиболее распространенные это фондан (от фр. fondant — тающий) и лава-кейк (с лавой все понятно, думаю :). Остальные вариации базируются на использовании этих слов в сочетании с pudding и molten. Не знаю, почему, но мне очень нравится использовать французское название, звучит вкуснее :) А в моей любимой кофейне этот десерт вообще называется «шоколадный флан». Вот уж не знаю, при чем здесь флан, в котором не ни намека на шоколад и жидкую серединку...

Суть от этого не меняется, к счастью, и в итоге все равно получается шоколадный порционный десерт с жидкой серединкой. Такой десерт печется непременно в небольших сервировочных мисочках (в англоязычной среде они называются ramekin) и подается сразу же. Обычно в дополнение к фондану идут шарик мороженного (ванильное — лучше всего, даже не сомневайтесь) и ягодный сироп, а так же листики свежей мяты для украшения. В тесто для фондана входят четыре основных ингредиента. Это сахар, яйца, сливочное масло и, конечно же, шоколад. Замешивать тесто можно так же двумя способами, как минимум. В самом процессе приготовление нет ничегошеньки сложного. Главное, что следует знать — как работает ваша духовка. Для фондана температура и время выпекания очень критичны, иначе вы рискуете получить обычный шоколадный кекс, который будет вкусным, конечно же, но весь шик пропадет. Точнее, слишком испечется.

Надо сказать, в интернете есть множество рецептов фондана и все они разные. Т.к. это один из моих любимейших десертов, то к выбору рецепта я подошла очень тщательно, много сравнивала, искала снова и снова и... в первый раз это получилось просто вкусно, но не более того, к сожалению. Я уж было решила, что это «не мое», и придется наслаждаться десертом только во время не очень частых визитов в кофейню. А потом... потом я увидела рецепт фондана в журнале у Людочки. И подумала, была не была, сделаю-ка еще раз! Тем более, Людин рецепт очень выгодно отличался от ранее виденных мною тем, что содержал гораздо меньшее количество яиц. Не то, что бы я была совсем за здоровое питание (с таким-то количеством шоколада, угу), но рецепты, которые требуют большого количества яиц, меня настораживают. Исключения делаю только для бисквитов и теста на пасхальные куличи.

А у Люды не рецепт, а совершенство, как раз то, что я искала. Внесла лишь некоторые изменения (совершенству нет предела, так ведь?) и увеличила пропорции — такие штуки невозможно готовить в нашем доме в маленьких количествах. Рецепт я испытала дважды, наконец пришла к взаимопониманию с духовкой и теперь готова поговорить об этом :))

Итак, на 4 порции шоколадного фондана нам необходимо:
250 г шоколада (берите или весь горький, или 50/50 с темным не менее 56%, но не молочным)
3 яйца
60 г сахара (можете увеличить, если не любите горчинку)
60 г муки
70 г сливочного масла комнатной температуры
2 ч.л. ванильного экстракта
2 ч.л. алкализованного какао-порошка — добавила для придания более темного цвета
1-2 ч.л. рома или коньяка по желанию (у меня был ликер Vana Tallinn и такое сочетание просто волшебное)

4 жаропрочные формочки объемом не более 200 мл. Если таких у вас нет, можете испечь в металлической форме для маффинов.

1. Духовку разогреваем до 220°С. Для моей духовки это подходящая температура. Люда выпекала при 200°С. Если сомневаетесь, попробуйте сперва при более низкой температуре и если после 3-5 минут вы увидите, что ваш фондан не поднимается, увеличьте температуру.

2. Шоколад растапливаем на водяной бане, убираем с плиты и даем остыть.

3. Сливочное масло взбиваем с сахаром (можно и вилкой), добавляем яйца (заранее размешанные), муку, ванильный экстракт, тщательно перемешиваем. Добавляем растопленный и остывший шоколад и вымешиваем тесто до гладкости.

4. Формочки смазываем маслом и заполняем тестом, но не более, чем на половину. Выпекаем 12-14 минут. Если у вас маленькие формы, 7-9 минут будет достаточно. Готовность фондана легко определить по внешнему виду — он должен хорошо подняться, верхушка должна выглядеть пропеченной.

Я довела фондан до того момента, когда он сверху потрескался и сквозь эти трещины стало заметно, как побулькивает шоколад. При первых признаках готовности сразу же вытаскиваем десерт из духовки, даем постоять в форме 1 минутку, проводим ножом по стенкам формы и переворачиваем на тарелку. Можно постучать по донышку, но аккуратно, чтобы ваш фондан не плюхнулся со всей силы и шоколад не вытек преждевременно.

Все готово! Маленький кусочек блаженства на вашей тарелке и прекрасное настроение вам гарантировано! Правда... у этого десерта есть один недостаток, очень существенный — его невозможно съесть больше одной порции, ну никак. Поэтому две формочки я отправила в холодильник, заодно решив проверить, станет ли фондан хуже от этого.

На следующее утро я немного прогрела десерт в духовке при 60°С и... снова насладилась прекрасным, просто прекрасным вкусом :))) Конечно, шоколадная лава уже не вытекает так стремительно, но жидкий центр все же остался жидким. Поэтому можно не бояться и оставлять фондан «на потом».

Вот и все, пожалуй. Пусть вам снятся сегодня шоколадные сны :))

10 комментариев:

  1. !!!Очень соблазнительно :0)....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена вот здесь рассказывается как убрать графический код, который очень мешает при написании комментариев : http://bynikol.blogspot.ru/2012/02/blog-post_17.html

      Удалить
    2. Это так соблазнительно, что первые пару дней после съедания все мысли только о фондане и о том, как бы еще повторить :))
      А про графический код - а как же спам-боты? Они начнут писать тут... Или нет?

      Удалить
    3. Лена, за три года ведения блога, только 3-4 раза "чужие" писали :)
      Зато увидишь сколько добрых комментов появится :), и друзей!
      Многих отпугивает непонятный код- не хочется заморачиваться :(

      Удалить
    4. Так, вроде что-то сделала. Проверь, пожалуйста, если не сложно :)

      Удалить
  2. это я вчера спать ушла... сегодня исправляюсь :)

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, зашла к вам от Лены Elyk и сразу стала облизываться! А ведь только что позавтракала. Хорошо, если будут сниться приятные сны, а то ведь и кошмары могут быть, что кто-то отбирает кусок... Торт с таким названием пробовала в ресторане, а с вашей помощью, может, и сама сподоблюсь. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень вам рада и спасибо, что зашли! :) Кошмаров не надо, лучше попробуйте этот десерт и все плохое как рукой снимет :)))
      Моя сестра по этому рецепту тоже делала несколько раз вроде, все получилось и все понравилось. Так что бояться нечего ;)

      Удалить

Яндекс.Метрика